Степанида Ипатьевна

Иванова

рассказала, как всем народом

строили церковь

 

Икона «Знамение Богородицы» -

церковная покровительница нашего города и округа

10 декабря, в день рождения Югры, в двух Храмах Ханты-Мансийска всегда служат литургию в честь иконы «Знамение Богородицы». Эта икона для Ханты-Мансийска особенная.

Еще в XVIII веке икона «Знамение Богородицы» попала в Самарово. Икона эта была из числа «явленных: она была предназначена и везена в Иркутск для одной из тамошних церквей, но когда она прибыла в Самарово, то не смотря на троекратные попытки везти ее далее, подымалась страшная  буря и плыть казалось немыслимым; это обстоятельство и послужило для жителей знамением, что иконе Знамения Богородицы надлежит пребывать в Самарово». Узнаем мы в книге нашего знаменитого земляка, ученого Хрисанфа Лопарева «Самарово». Икона эта была древнего письма на холсте, огромных размеров, украшенная дорогими ризами и серебряными приношениями, свидетельствующими об исцелениях людей, прибегающих к ней верою. Находилась она еще в деревянной Самаровской церкви, которая сгорела при пожаре. Святыню же перенесли во вновь отстроенную каменную церковь Покрова пресв. Богородицы. Каменная церковь Покрова, по описанию Лопарева, делилась на летнюю и зимнюю. Зимняя имела два предела – во имя Знамения Богородицы и св. Николая Чудотворца. Была в каменной церкви еще одна икона Знамения Божьей матери - нового письма, тоже огромных размеров и в дорогих ризах, отделяла она собой вход в летнюю церковь.

Так уж повелось в Самарово, а потом и в Ханты-Мансийске, строить церковь всем миром. Каменная церковь Покрова пресв. Богородицы строилась на деньги жителей села Самаровского, о чем свидетельствует «Регистр, учиненный в Самаровском Волостном Правлении… Августа дня 1808 года». Из документа следует, что жители Самарова и двенадцати близлежащих деревень, а также крещеные остяки разных юрт собрали 1584 руб. 30 коп. К ноябрю сумма увеличилась до 1955 руб. 25 коп. и была препровождена с Самаровским ямщиком Герасимом Корепановым в Тобольск для передачи в консисторию.  Самаровские жители содействовали делу копанием канав под фундамент и приготовлением кирпича. Для строительства церкви из Тобольска был прислан архитектор Шаньгин. Строительство каменной церкви началось вблизи существующей деревянной, ближе к Коммиссарской горе.

 

По материалам, собранным  Х. Лопаревым, дата освящения каменной церкви Покрова пресв. Богородицы не установлена.  Лопарев пишет: «Обыкновенно полагают, что Самаровская церковь построена в 1815 году, но это отчасти не так…». В доказательство он приводит записи о недоимке «1824 года генваря 5 дня. Самаровской Покровской церкви по книгам, записанным на каменное строение в приклад…».  Далее читаем: в 1843 году  Березовский благочинный протоирей Иоан Заборовский, обозревая Самаровскую церковь, нашел, «что иконостас хотя и поставлен, но красками не окрашен и икон в нем нет, а потому богослужения в ней не бывают».

В годы советской власти Церковь была разрушена. Чудотворная икона «Знамение» исчезла. Прошли годы. Люди вернулись к Богу. Снова, как 200 лет назад, ханты-мансийцы стали собирать деньги на строительство Храма.

Случайно ли получилось, так, что первый, построенный в постсоветское время, храм в Ханты-Мансийске на улице Калинина, был освящен 8 декабря 1995 года, накануне 65-летия Югры, в честь Знамения Богородицы?

 

Кто же и когда рассказал историю появления в селе Самарово чудотворной иконы членам православной общины, которая в советское время собиралась тайком? Может чудом уцелевший престарелый игумен Парфений Невмержицкий, изредка приходивший в 50-е годы ХХ века из Шапши в дома на Перековке крестить детей, освящать дома и совершать обряд отпевания? Может кто-то из старожилов - самаровцев пересказывал, услышанную в детстве историю? Может просвещенный человек, обладающий книгой Лопарева 1896 года выпуска, пересказывал ее содержание членам общины. В 80-е  года Община собиралась тайно по домам. Медведева Анна Васильевна, приехавшая в Ханты-Маснсийск в 1982 году из Конотопа по благословению протоирея Феодосия и протоирея Михаила, привезла с собой редкие в те времена церковные книги: псалтырь, каноник, некоторые акафисты. Община стала расти. С 1984 года по благословению Владыки Антония в Ханты-Мансийск  из Тобольска стал приезжать Игумен Зосима. Администрация города пошла навстречу членам Общины и выделила частный дом по улице Калинина под молельный дом.

 

Мне удалось встретиться с Ивановой Степанидой Ипатьевной, бывшей старостой православной общины во времена постройки деревянного Храма в Ханты-Мансийске.

Степанида Ипатьевна работала в детской консультации и была атеисткой. У нее дома хранились две старинные иконы, доставшиеся ей от тёти. «Это Николай Чудотворец и спаситель наш Иисус. Они всегда висели в левом углу на кухне. Тетя Вера перед смертью просила хранить их и не выбрасывать»,- рассказывает Степанида Ипатьевна.

 

- Однажды утром я услышала, как иконы заговорили со мной. Они говорили: «Молись. Молись. Молись». Я тогда не знала ни одной молитвы. Стала искать бабушек, спрашивать у них молитвы. Книг не было. Переписала первую молитву «Отче наш» на тетрадный листочек, выучила ее и читала перед иконами. Потом нашла людей из православной общины, стала ходить на службы. Потом у нас появился молельный дом. Спасибо тогдашней Администрации города, очень нам помогли тогда. Меня выбрали старостой общины. Сказали: «Ты инициативная. Всего добьешься. Церковь с тобой точно построим».

Степаниде Ипатьевне сейчас 80 лет, ясный взгляд серых глаз успевает охватить меня, племянницу, приехавшую из деревни и кота Кузю. Она быстро двигается, успевает одновременно отвечать на мои вопросы, разговаривать по телефону с подружками и вести хозяйственные разговоры. Тогда, двадцать лет назад она взялась за дело со свойственной ей  активностью. Говорит, все шло гладко, без сучка, без задоринки. Все люди помогали.

 

Молельный дом в 1990 году был с печным отоплением. Староста выбивала дрова, потом ходила по школам, просила «тимуровцев» помочь их наколоть. Печи топили по очереди, а весной пошли к мэру Яковлеву. «К кому бы я ни обратилась – не было отказа. Всем миром церковь строили», - вспоминает Степанида Ипатьевна. Теплосети и смежные конторы дали трубы, провели централизованное отопление. Даже случайные прохожие, пациенты, идущие с приема от врача, все были задействованы в общем деле. Кто поднять, кто подать – всем С.И. Иванова находила работу. Большую роль в строительстве церкви сыграл Семенов Владимир Семенович. Находясь тогда на должности заместителя мэра по строительству, он сначала запретил строить Храм. Рассказывает Владимир Семенович: «Я иду как-то мимо угла Калинина - Комсомольская. Смотрю – копают. Спрашиваю, чего это, мол, тут строить собрались? Отвечают: «Церковь». Стал я разбираться, а у них вход не на восток. Я запретил. Потом, правда, после благословения епископа Тобольского и Тюменского Димитрия и детальной проработки плана, разрешил. При строительстве храма использовали проект храма в селе Уват».

 

Степанида Ипатьевна в 1991 году была для Храма вместо прораба, завхоза и главного переговорщика со всеми организациями города. Члены Общины собрали 4 миллиона рублей. Этих денег хватило только на фундамент. Копать траншеи под фундамент помогли солдаты из военной части, стоящей тогда на солдатском поле (ныне район 8 школы). Цемент и гвозди давали Ремстрой и ХМСУ, транспорт - АТП, подъемный кран дала электростанция, деньгами помогали все организации города от рыбокомбината до налоговой инспекции. «Первый лес для строительства привезли из Лугового, он оказался негодный. Только дрова из него пилить. Стали искать хороший качественный лес, чтобы церковь долго стояла. Нашли в Горнореченске. Пошла я к Козычу  – начальнику речпорта, чтобы просить самоходку везти лес водой. А он не дает. Два раза ходили – ни в какую. Не дам и всё тут. Стали мы в Общине молиться Божьей Матери, чтобы Козыч дал самоходку на благое дело. Пошли после молитвы на утро к нему. Только порог кабинета переступили, а он сам и говорит: «Дам я вам самоходку». Вот как Божья сила нам помогала».

«Для строительства церкви наняли бригаду – ребят с Украины. Им надо жить где-то, что-то на обед кушать. Хлебозавод дал муки, пищекомбинат, рыбоконсервный комбинат и птицефабрика помогали продуктами. Ребята говорили: «Какие у вас в Хантах люди добрые. Нас и дома так не кормили, как мы здесь едим». Поселили бригаду на ОМК. Раньше автобусы-то не так как сейчас ходили. Попробуй-ка с ОМК доберись! Вот я узнала, что один милиционер живет на ОМК и каждый день его возят на Уазике на работу в город. – продолжает Степанида Ипатьевна. Договорилась, и стали моих ребят-строителей вместе с милиционером возить. Так что и милиция, получается, помогала строить Храм. Работала бригада летом до десяти вечера. С работы на ОМК строителей каждый день увозил наш прихожанин Алеша Черепанов».

 

В.С. Семенов хранит копии документов о строительстве церкви. Так, по Сводному сметному расчету, датированному  2 декабря 1993 года,  подписанному Главой администрации города Владимиром Яковлевым, стоимость строительства церкви составляла 134 млн. 130 тыс. 53 рубля. В январе 1994 года было принято Распоряжение Главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа о выделении на строительство Знаменской церкви 67 млн. рублей. Члены православной Общины тоже не сидели, сложа руки. Степанида Ипатьевна продолжала сбор пожертвований. Открыли церковную лавку, стали зарабатывать деньги, которые также шли на строительство. Как говорил кот Матроскин: «Чтобы что-то продать, надо сначала что-то купить». Вот и ездили за иконами, церковными книгами и утварью в Тобольск, летали в Тюмень. Может это трудно представить в рыночное время, но тогда они ездили за всем этим бесплатно. Как это им удавалось, и кто из людей им в этом помогал, Степанида Ипатьевна мне рассказала, только я вам не скажу. Скажу только, что Степанида Ипатьевна  испытывает к ним чувство большой благодарности.  С подключением к строительству городских и окружных органов власти дело пошло быстрее и легче. Дополнительно выделили деньги на купола. Колокола для церкви приобрел местный художник Александр Резанов. Сделали иконостас, украсили его резьбой, написали местный ряд. Многие люди уверовали во время воздвижения Храма. Владимир Семенович пришел к вере в Бога именно тогда. Православная община разрослась и укрепилась.

8 декабря 1995 года храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»  был освящен епископом Тобольским и Тюменским Димитрием.

 

Чудеса на Земле происходят не часто, но Ханты-Мансийск особенное место. И может статься так, что теперь спустя 200 лет, вдруг найдется при сносе какого-нибудь старого дома в Самарово явленная икона «Знамение Богородицы».

 

Карманова Елена,

Декабрь, 2011

 

 

 

 

Бесплатный хостинг uCoz