От Ханты-Мансийска до Тюмени.

Пособие штурману по преодолению зимника

 

Главный на дороге водитель. И в машине он главный и в гараже. Хвала ему и честь! Водитель несет ответственность за жизнь пассажиров, за безопасность движения на дороге, за техническое состояние автомобиля. Водитель один принимает решение в любой ситуации на автодороге. Но есть у водителя помощник, а чаще помощница, сидящая рядом. Это его подруга или жена, а в автомобиле она – штурман.

Сидя в машине, штурман следит на перекрестке за движением машин справа, если видит машину ГАИшников, сообщает водителю немедленно, ночью рассказывает детектив, который прочитала днем, ругается с грузовиками, которые заляпывают грязью лобовое стекло вашего авто, открывает и закрывает окно, переключается с радио на магнитофон, звонит маме – сообщает мимо какой заправки проезжает в данный момент, и еще много чего полезного и необходимого в пути делает штурман.

 

Я штурман с 10-летним стажем. В междугородних автопоездках я люблю держать на коленях плюшевую коричневую подушку, на нее я кладу «Атлас автомобильных дорог России» и географическую карту. В нашей семье есть целый набор географических карт областей и карт-схем городов России.

Атлас автодорог на федеральной трассе Ханты-Мансийск – Тюмень нужен штурману для того чтобы узнать в каком регионе зарегистрирована машина, которая движется впереди. Дорога такая, что не заблудишься, особенно между Ханты-Мансийском и Пойковским. Единственная крупная развилка… Внимание, штурман, на этой развилке надо свернуть налево! Можешь дальше спокойно выполнять свои обязанности – грызть семечки,  гладить кота, читать книгу, жевать яблоко, слушать музыку. Музыка, вот что поможет скрасить путешествие. Музыка должна вызывать положительные эмоции и ни в коем случае не убаюкивать водителя. Свои любимые песни я пою громко, стараясь перекрыть звук магнитолы. Но так как я пою в живую, то быстро устаю, да и любимых песен у меня всего две.

 Болота и карликовые сосны на них, только в первую поездку могут привлечь к себе внимание. Помни, штурман, специально чтобы скрасить унылость пейзажа,  ГАЗ-66, застряв кабиной в болоте во времена прокладывания этой трассы, уже давно обрастает мхом и багульником. Не забудь, с радостью в голосе, обратить внимание водителя на эту картину. У вас появится тема для разговора примерно на 10 минут. Вы можете поспорить на сколько сантиметров погрузилась эта машина в болото с прошлой вашей поездки.

 

Отсутствие населенных пунктов на этом отрезке пути позволяет сэкономить дорожникам на алюминиевых указателях с названиями городов и поселков. Их с лихвой заменяет множество указателей с названиями ручьев, речушек, рек, и многочисленные щиты, предупреждающие о реконструкции мостов через эти водные преграды. Летом я насчитала 13 мостов и переправ, находящихся на ремонте. Тут штурману необходимо знание некоторых дорожных знаков, чтобы понять «Почему это мы должны всех пропускать?».

Для того чтобы попасть на Юг – в Тюмень, сначала от Ханты-Мансийска надо долго двигаться на Восток  - в Пыть-Ях. Начинающие штурманы могут убедиться в этом, взяв с собой компас. Очень замечательная вещица.

Летом это положение изменить нельзя. Но с наступлением холодной погоды, а на Севере она все равно наступает, реки замерзают, и открывается зимник «Ханты-Мансийск – Горноправдинск». Эта дорога только называется «Ханты-Мансийск – Горноправдинск». На самом деле, она начинается в Ярках, а заканчивается через 50 км после Горноправдинска. Вместо полтыщи километров по асфальту – 250 по бездорожью с выездом на федеральную трассу где-то под Манчемом. Тем, кто не бывал на зимнике «Ханты-Мансийск – Горноправдинск» никогда, я расскажу, как надо штурмовать зимник.

 

Штурману предстоит интересное путешествие. Возьмите с собой фотоаппарат. Даже если у вас не хватит смелости провести штурм до конца, у вас будут фотодоказательства, что вы вообще были на зимнике.

Почему я сомневаюсь в вашей смелости? Да потому что надо быть в некоторой  степени бесстрашным человеком, чтобы, глядя с высокого берега Иртыша, и видя перед собой вместо крепко замершей реки темно-оранжевую лужу неизвестной глубины и шириной в полреки, устремиться вниз, прямо в эту лужу.  Осторожный человек развернет свою машину и вернется на асфальт, не смотря на то, что проехал по зимнику около семи десятков километров.

Так выглядит первая переправа через реку Иртыш. Всего больших переправ три: две через Иртыш и одна через Конду. Внимательно читать предупредительные щиты перед большими переправами слабонервным не советую. Там ничего успокоительного нет: не закрывайте двери машины, отстегните ремни, соблюдайте дистанцию между автомобилями, при движении избегайте рывков, пассажиров для их безопасности необходимо высадить из автомобиля и т.п. Короче, роль штурмана на переправе такова – молчать в тряпочку, не комментировать прочитанное и не высказывать свои страшные мысли вслух.

 

Лучше проверить все ли необходимое для этого путешествия вы взяли с собой. Первое, что вы должны помнить – зимник лучше штурмовать на внедорожнике. Второе, на машине должна быть зимняя резина. Третье, в багажнике должна быть канистра бензина. Четвертое, продукты и горячий чай в термосе. Пятое, фонарик и спички в бардачке. И последнее, лучше успеть проехать весь зимник в светлое время суток. Это вам не трасса – заправок нет, кафе с теплым туалетом нет, указателей минимум, освещения ноль.

 

Зимник, как и все дороги, зимой, чистят от снега. Дорожное покрытие зимника – укатанный снег, отполированный до блеска и лед. Иногда проступает замершая земля, а иногда черничник. Рекомендуемая скорость движения по дороге 50 км/час, местные жители носятся из деревни в деревню, не соблюдая этого правила. Кроме местных жителей на зимнике можно встретить снегоуборочный трактор или КамАЗ, который тащит за собой бревно на цепи или гусеницу от бульдозера – тоже орудие расчистки дороги. Водители на зимнике более отзывчивы, чем на трассе, если хотят чтобы ты остановился - мигают фарами. В основном спрашивают дорогу и километраж до какого-нибудь пункта жизнедеятельности человека. Пунктов таких мало, чтобы рассчитать расстояние и время следования от пункта до пункта, штурману на зимнике действительно нужна географическая карта.

 

На карте необходимо найти Ханты-Мансийск и Горноправдинск. Держа в фокусе зрения оба этих населенных пункта, сворачиваем карту до размера тетрадного листа, так чтобы интересующий нас участок оказался сверху. Штурман, смотри на карту. Зимник обозначен пунктиром, Ярки вверху, все деревни, которые тебе попадутся, располагаются ниже, конечный пункт следования по зимнику Тугалово. Из Тугалова нарисована красным цветом постоянная дорога до федеральной трассы. В соответствии с картой, вы должны двигаться задом на перед. Это тяжело для водителя и малоприятно для тебя – ощущение такое, как будто ты сидишь в маршрутке лицом ко всем пассажирам. Штурманская находчивость и смекалка поможет тебе выйти из этой щекотливой ситуации. Поверни карту на 180 градусов. Не обращай внимания на то, что все надписи вверх ногами. На самом деле все в полном порядке! По карте движемся снизу вверх, и повороты, нарисованного зимника, соответствуют настоящим. Теперь если Базьяны должны остаться справа, а дорога повернуть налево, так и будет. В Тюли вы не заезжаете, как и в п. Выкатной, Сибирский пройдете околицей, Батово, Сотник, Семейка останутся в стороне, а в Цингалы заедете непременно. На протяжении всего этого пути, из каждой деревни и поселка можно звонить по сотовому телефону – связь отличная. Разночтения действительности с картой начнутся на много позже, когда вы не приедете в Тугалово, как нарисовано на карте, а неожиданно выпрыгните на федеральную трассу прямо из леса. За несколько поездок по зимнику у меня сложилось впечатление, что выездов из леса на трассу больше чем два. Но так как мне не удалось раздобыть карту самого зимника (реально проложенного), оставлю этот вопрос открытым.

 

Днем, в солнечную погоду на зимнике страшно слепит глаза. Поэтому в перечень вещей, которые надо взять с собой автоматически попадают солнцезащитные очки.

Надевай очки и смотри вокруг. Мир прекрасен! Дорога извилистая, где-то повторяющая изгибы реки, где-то уходящая в лес. Лес в основном хвойный, только в районе п. Сибирского лиственный.

От одной деревни до другой расстояние приличное. Так как дорожники не позаботились о том, чтобы извещать путешественника о количестве предстоящих километров до ближайшего населенного пункта, штурман должен знать некоторые приметы, предупреждающие, что жизнь рядом. Самая верная примета – это заборы на пустом месте, жерди сложенные в чум или другое творение человеческих рук. Конечно же, это никакие ни сигналы инопланетянам и не обозначение закопанного клада. Это места сенокосов. Летом, на лодке хозяин коровы приплывает сюда, косит траву и сушит сено, а зимой приезжает на буране с прицепом и забирает свое сено на радость своей Буренушке. Вторая верная примета – следы бурана или саней. На буранах местные жители выезжают за лапником, заполняют им прицепы, потом заваливаются на него сверху и едут домой, распевая песни. Зачем жителям целый прицеп лапника? Они делают из него веники и продают на федеральной трассе, вместе с муксуном, ягодами, орехами и пирожками.

 

На зимнике торговли нет вообще, нет стоянок для машин, свалок мусора, нет ничего, омрачающего созерцание девственности природы. Места красивейшие, шиповника видимо-невидимо. Держите глаза широко открытыми и будьте готовы к неожиданным встречам. Например, между п. Выкатной и п. Сибирский мы встретили ондатру. Она оказалась совсем не похожа на шапку. Темно-рыжая с черными перепончатыми лапами, неуклюже передвигается по снегу. Кто заставил ее зимой покинуть свой дом и выйти на дорогу? Надеюсь, она не попала в руки злых людей. В Цингалах, возле плотины нам попались лохматые лошадки, безразлично обгладывающие какие-то длинные хлысты, торчащие из снега. Цингалы мы проезжали, когда стемнело. Заяц бежал перед нашей машиной, метаясь по дороге из стороны в сторону, целых пять минут, пока наконец-то не догадался прыгануть в сторону и скрыться за сугробом.

С наступлением темноты на зимнике движение замирает. Все реже попадаются встречные машины. А те что попадаются, все чаще останавливаются и спрашивают дорогу. Время в темноте останавливается, и кажется, что конца-края этой дороге и лесу не будет. В темноте, деревья облепленные снегом кажутся то лисой с колобком на носу, то русалкой, то поросенком.

Все сказочно в свете фар! Под Горноправдинском, я увернена, в лесу живет Морозко, за вековыми елями и соснами стоит его чудесный терем. А за поворотом какой-то второстепенной дороги, версты через две точно есть избушка на курьих ножках. Саму Бабу-Ягу мы к счастью не встретили, хватило с меня и куропаток, выпорхнувших прямо из-под колес и стремительно улетевших в лес. Через полтора часа езды по лесу, он мне уже не казался таким сказочным, я очень соскучилась по людям, по деревням, по машинам, по буранам, по собакам, по лошадям.

 

Наконец-то появились признаки цивилизации – катафоты, прибитые к стволам деревьев. Справа белые, слева красные. Здорово! И повороты заранее видно и веселее ехать, как будто деревья подмигивают тебе.

Вот и последняя большая переправа. Темнотища. Не видно замершая река или нет. Вдруг в темноте грохот и свет фар – это вездеход с того берега переправляется. Вот он уже поравнялся с нами, откинул окно (у вездехода окно откидывается полностью). Водители перекинулись парой фраз, в конце: «Удачи!». Удача на переправе, да и вообще на зимнике не лишняя. Переправа оказалась в хорошем состоянии, правда с небольшой полыньей, которую «переправщики» предусмотрительно огородили полосатыми колышками. Все-таки молодцы работники переправ. Крутые обледеневшие берега рек посыпают песком, чтобы легче было забираться наверх под углом 60 градусов. Небольшие речушки вообще бревнами закладывают, а потом уже снег насыпают. А Иртышским «переправшикам» у Сибирского отдельное большое человеческое спасибо. В темноте они переправу освещают. Думаете у них дизель какой-нибудь и столбы фонарные? Нет. У них старая побитая «шестерка» возле рабочего балка стоит, у «шестерки» единственная фара. За то эта фара неоновая и светит. В кромешной многокилометровой тьме эта фара, как «луч солнца в темном царстве».

 

Итак, последняя переправа позади. Дальше все просто: Горноправдинск приветливо манит светом жилых домов, для автоштурмана эти огни, как маяк для моряка. Горноправдинск рядом, но тебе туда не надо. Указатель «Тюмень» помогает выбрать направление движения. После получасового бессмысленного пробега по асфальтной дороге, указатель, тебя, уже было обрадованного, что эта дорога выходит на федеральную трассу, направляет снова в лес.

Когда же это кончится? Скоро. Наберись терпения. Вот и поселок Бобровский. Опять лес. В карту можешь даже не смотреть. Никакого Тугалова здесь и в помине нет. Лес, лес, вырубка, теперь круто вверх. Смотри в оба: справа и слева несутся машины. Это федеральная трасса. Тебе направо. У тебя впереди Демьянское и еще несколько часов пути. Теперь расслабься – все будет как летом, с поправкой на гололед.

Поедешь зимником обратно в Ханты-Мансийск – карту не поворачивай, держи как все обычные люди. Удачи тебе на дороге, штурман!

 

 

Карманова Елена

Бесплатный хостинг uCoz