Базовая начальная школа № 7 города Ханты-Мансийска была одноэтажным деревянным зданием времен постройки Остяко-Вогульска и располагалась на пересечении улиц Гагарина и Чехова, напротив ресторана «Обь». В эту самую школу, я, как и другие 59 детей, 1 сентября 1975 года пришла с мамой за ручку в новенькой коричневой форме, белом фартучке и двумя огромными бантами на голове. В другой руке я держала букет полевых цветов.
Песни о школе доносившиеся из школьного громкоговорителя настраивали всех присутствовавших на праздник. Большой красный транспарант над центральным входом в школу гласил: «Добро пожаловать!». Линейка проходила на школьном дворе, поросшем изумрудной травкой. Все было торжественно: слова директора, выступления старшеклассников и поднятие флага под звуки гимна. Потом первый в жизни звонок на урок и знакомство с нашей первой учительницей Игнатьевой Галиной Александровной.
В школе было четыре классных комнаты, раздевалка у центрального входа, буфет, состоящий из прилавка и одного стола, помещение с табличкой «Квартира», кабинет директора, учительская, она же «продленка», туалеты, рукомойник, черный вход и прямоугольный коридор.
Отопление в школе было смешанное: в классах батареи, в коридоре печи. В холодные дни дети стояли, облепив руками цилиндрические печи, выкрашенные черной блестящей краской, и грелись. Звонок в школе был ручной. Уборщица, в положенное время, шла по коридору и звенела бронзовым колокольчиком. Все ученики сразу бросались бежать по своим классам и нередко сталкивались лбами. Школьный коридор казался мне огромным, особенно когда я шла по нему во время урока в полной тишине. Такой момент выпадал очень редко, когда Галина Александровна отправляла меня прополоскать тряпочку для доски.
На одной стене коридора были развешаны фотографии. На них изображались правила хорошего тона, которые сопровождались текстом. На одной фотографии изображалась сцена «Как надо правильно здороваться со старшими». Правым боком к объективу стоит учительница в строгом костюме с классным журналом под мышкой, волосы ее собраны в большую шишку, а перед ней в легком полуприсяде, изящно склонив головы, две ученицы в длинных темных платьях, с белыми воротничками и манжетами. Всегда, оставшись одна в школьном коридоре, я подходила к этой фотографии, смотрела на прелестных девушек и делала такой же реверанс.
В школе было всего шесть классов: два первых, два вторых и два третьих. Учителя всех школьников знали по именам. Существовала хорошая школьная традиция - ученики третьего класса были наставниками первоклассников.
Прицепляя мне на грудь октябрятскую пластмассовую звездочку с черно-белой фотографией маленького Володи Ульянова, девочка сказала: «Теперь я твой старший товарищ, меня зовут Лида, я учусь в 3 «а» классе. Я буду над тобой шефствовать. А как тебя зовут?». Я поняла, что попала в какой-то новый мир, в школьную ответственную жизнь, в которой есть Ленин, мои товарищи октябрята, шефы, вожатые и моя учительница Галина Александровна.
Каждый день после уроков Галина Александровна придумывала нам какое-нибудь полезное и интересное занятие. Она читала нам вслух какой-нибудь рассказ, или вела на экскурсию в парк, в детскую библиотеку, в Дом пионеров. Часто наш класс бывал в Долине ручьев.
В Долине ручьев мы изучали рельеф местности, учились определять стороны света, смотрели на горизонт, запоминали народные приметы, собирали разные растения, красивые коряги и шишки, сочиняли загадки о природе, играли в «Цепи кованные».
У каждого ученика в то время кроме обычного дневника, в который выставляются оценки, был Дневник погоды. Дневник погоды надо было вести самостоятельно, раз в месяц Галина Александровна проверяла наши записи. Мы халтурили, забывали каждый день заполнить Дневник и в конце месяца нас выручало списывание с общего календаря погоды, который висел в классе на стене. В обязанности дежурных по классу входило и заполнение этого календаря. Термометр висел за окном в учительской. Флюгер возвышался на шесте во дворе школы. Один дежурный удалялся добывать сведения о погоде. В это время, весь класс сидел и ждал когда придет «вестник погоды». Вестник приходил всегда таинственный и счастливый. «Десять градусов»,- громко оглашалась заветная цифра. Второй дежурный должен был записать температуру в Календарь погоды. Все были довольны, что именно десять, а не сколько-то там еще градусов, кроме Галины Александровны. Она строго смотрела на докладчика поверх очков и спрашивала: «Что десять градусов? Говори полными предложениями». Ученик с охотой исправлялся: «Сейчас температура воздуха в Ханты-Мансийске плюс десять градусов по Цельсию». «Молодец!»,- Галина Александровна всегда хвалила учеников, если они сами исправлялись или находили ошибки в своих работах.
Питание в 7 школе было налажено через ресторан «Обь». «Продленщики» питались непосредственно в самом ресторане, а всем остальным доставалась ресторанская выпечка. Буфетчица в конце второго урока разносила подносы с булочками и чаем по классам и оставляла на специальном столе возле двери. И последние минуты второго урока мы, вдыхая аромат горячей сдобы, косились на еду. Звонок, дверь с петель и оголтелая толпа несется к рукомойнику. «Первый «а»! Как культурные люди ходят по коридору?»,- пытается образумить нас Галина Александровна. Я вспоминаю про девушек на фотографии и останавливаюсь, еще несколько девочек тоже останавливаются. Мальчишкам все ни по чем – их растущий организм просит подпитки, и они скрываются за углом коридора. За углом умывальники, их два: для девочек и для мальчиков.
Воду в умывальник наливали ковшом из ведра стоящего тут же. Вафельное длиннущее полотенце перекинуто через деревянную перекладину возле потолка и сшито внизу, чтобы его не возможно было уронить.
Наша школа называлась «базовая», так как являлась базой для студентов Педагогического училища. Здесь они проводили свои самые первые уроки, здесь проходили практику, здесь опробовали новые методики внеклассной работы. Часто на уроках собиралось много взрослых людей, им ставили стулья вдоль стены, они сидели и что-то записывали. Мы знали, что это «Комиссия». Комиссия оставалась на протяжении трех уроков одна и та же, а молодые учительницы менялись. Но случалось и наоборот – учеников школы приглашали в училище. Студенты показывали нам диафильмы или мультфильмы, занимались с нами пением. Осенью мы всегда бывали на экспериментальной сельскохозяйственной площадке Педучилища, которая располагалась за главным корпусом. Нам, детям, родившимся в Ханты-Мансийске, тогда была в диковинку цветная капуста, кукуруза и тыква. На с/х площадке мы впервые увидели, как растут пшеница и рожь, и узнали, что это и есть хлеб. А сад ранеток при Педагогическом училище был нашим излюбленным местом.
Посещение школы не ограничивалось учебным годом. Летом каждый ученик неделю отрабатывал на пришкольном садово-огородном участке. Работа была простая: копать землю, сажать и поливать растения, пропалывать грядки. Самый тяжелый труд для нас был полив участка. Во внутреннем дворе школы, под стеком крыши стояла огромная деревянная бочка (кубометра два объемом) – это был весь школьный запас воды: в питьевой бачок накипятить, в умывальники налить, пол помыть и на случай пожара. Не знаю, кто и когда заполнял эту бочку водой, но для полива использовалась следующая схема.
К бочке приставлялась деревянная лестница, один человек забирался по лестнице на горловину бочки и черпал из нее воду ведром, другой принимал ведро, выливал воду в лейку, а третий нес лейку с водой на участок и поливал растения. Один раз стояла такая жара, что мы с ребятами захотели в эту бочку залезть и искупаться. Галина Александровна не разрешила, бочка была выше человеческого роста. Она сказала: «Если вам так жарко, я могу вас полить из лейки. Устроить вам летний дождь?». Мы согласились. Набрали сразу две лейки и два ведра воды, встали босиком на травушку-муравушку и приготовились к купанию. Но как только брызнули первые струи воды, мы завизжали и разбежались в разные стороны. «Теперь вы все хорошо вырастите за лето, как овощи на грядке»,- засмеялась Галина Александровна.
Кончилось лето. Мы подросли, собрались в школе первого сентября на линейку. Во втором классе мы уже были самостоятельными, уроки делали сообща: каждому отличнику по отстающему и вперед - делаем домашнее задание. И никогда никто из нас не возмутился, так нас научила Галина Александровна – надо помогать друг другу, нельзя бросать товарища в беде.
Галина Александровна поощряла всякий труд и устраивала для нашего класса всевозможные ознакомительные экскурсии на разные предприятия города. Были везде: на хлебозаводе, на телеграфе, на рыбоконсервном комбинате, на лесопилке, в детском саду, в столовой, в фотолаборатории Дома быта, в аэропорту, и у всех родителей на работе. Однажды в феврале поехали на ОМК, там, на ферме были огромные страшные быки с кольцами в ноздрях. Ходили мы там долго, и я простыла. Сначала думали, что просто ОРЗ, а оказалось воспаление легких. Меня положили в больницу. Мама приходила каждый день, но ей не разрешали заходить в детское отделение, мы сидели в коридоре. Часы свиданий заканчивались, я оставалась наедине с тошнотворным запахом больничного туалета, лекарств и казенной еды. Три первых ночи в больнице я плакала. На четвертый день в больницу пришла Галина Александровна. Ей выдали белый халат и пропустили в отделение. Она сказала: «Сейчас проходим трудные темы, в марте конец четверти – будем с тобой заниматься». Дети в больнице спрашивали: «Это твоя тетя?». Я отвечала: «Это Галина Александровна – моя учительница». Галина Александровна приходила каждый день, мы выполняли вместе с ней всю классную работу, я получала упражнения «на дом». Так что вечерами грустить мне стало некогда – надо было выполнять задания. Весть об учительнице разнеслась по детскому отделению. На другой день, в холле за столом мы занимались с Галиной Александровной математикой и русским, остальные ребятишки сидели неподалеку на кушетке и наблюдали за процессом. Галина Александровна никогда не прогоняла от нашего стола других детей, а когда она уходила, мы с удовольствием играли в школу.
До сих пор я удивляюсь, как у Галины Александровны хватало сил на нас всех. Аня была трудным ребенком. Часто специально опаздывала, дерзила учителям, сдирала с волос банты и ходила растрепанная, писала в первом классе цифры высотой в две клеточки, чтобы разозлить весь мир. Мать воспитывала ее с младшим братом одна. И вот однажды, ее мама уехала в другой город на похороны. Не было ее недели три. Галина Александровна забрала Аньку к себе жить. Через неделю девочку было не узнать: расчесанная, спокойная, все уроки сделаны. В туалете мы у Аньки спрашиваем: «Больно, наверное, тебя Галина Александровна бьет, что ты такая послушная стала?». На что Анна сказала нам и была совершенно права: «Дуры вы! Да лучше Галины Александровны никого на всей земле нет. Она мне теперь вторая мама».
В каждом ребенке Галина Александровна выявляла талант, пыталась сделать его успешным. Аня потом по ее настоянию поступила в Художественную школу, многие ребята посещали станцию юных натуралистов, станцию юных техников, спортивные секции. Меня Галина Александровна записала в драматический кружок.
Галина Александровна всегда учила нас быть добрыми. Учила, что приятнее дарить подарки, чем получать, учила делать подарки своими руками. Во втором классе весь февраль после уроков по 15 минут в день мы шили мамам подарки на 8 марта. Галина Александровна сходила в ателье, договорилась, чтобы ей отдали обрезки ткани. Мы сделали по шаблону выкройки ягодок клубники и сшили прихватки.
«Каждую минуту берегите, используйте время с пользой»,- часто говорила Галина Александровна. 15 минут на прихватки, 5 минут на зарядку, еще остается время позаниматься с отстающими и прорепетировать стихи и песни к празднику. Наш класс, благодаря стараниям Галины Александровны, был дружным. Особенно мы сплотились во время подготовки к вступлению в пионеры. Студентки из Педагогического училища на протяжении четверти устраивали нам виртуальное путешествие в страну Пионерию. Мы как один горели желанием стать пионерами, стать достойными нашему красному знамени. 22 апреля 1978 года в спортзале только что открывшегося ДК «Октябрь» нас 3-классников всего города одновременно торжественно приняли в пионеры.
На следующий день был наш первый пионерский поход, все в ту же знакомую нам с первого класса Долину ручьев. Галина Александровна радовалась за нас: «Вот вы и выросли, повзрослели»,- говорила она. Через месяц мы заканчивали 7 начальную школу, Галина Александровна выпускала нас и уходила на пенсию. Мы стали ее последним выпускным классом.
Потом было много разных и хороших учителей в моей жизни, но Галина Александровна была, как сказала тогда Анька, нам всем вторая мама.
Елена Карманова