«Куда он денется с подводной лодки!?». Эту фразу я в полной мере ощутила, побывав в дизель-электрической подводной лодке «Б-413».
Когда мы узнали, что в Калининграде есть музей мирового океана, а один из его пяти экспонатов легендарная подводная дизель-электрическая лодка «Б-413», то решили непременно там побывать. «Б-413» - это имя собственное, как «Новосибирский комсомолец», «Северодвинск» или «Народоволец».
Лодка эта ошвартована у музейного причала на набережной Петра Великого реки Преголи города Калининграда 14 июня 2000 года.
В России есть несколько музеев с подводными лодками. В Москве музей подводного флота России, в Санкт-Петербурге две подлодки-музеи, в Вологодской области музей морской славы, но «Б-413» совершенно особенная.
Во-первых, она ошвартована, находится на плаву, а не вцементирована в сушу как в других музеях. Смотришь на нее издалека и любуешься. Вот она только что всплыла из морских глубин - красивая, легкая, изящная, не зря эту серию подводных лодок назвали «Foxtrot». При длине 91,3 м ее ширина составляет всего 8,5 м, осадка 5 м и высота в основной плоскости 11,9 м.
Во-вторых, в ней все осталось в первозданном виде, никаких искусственно прорубленных для удобства перемещения дверей, мониторов с 3-D фильмами и евроремонта. Все осталось в том же виде, что и в день вывода корабля из состава Военно-морского флота.
В-третьих, она единственная в стране и одна из немногих в мире, относящихся к доатомному периоду подводного флота. Дизель-электрическая подводная лодка «Б-413» включена в мировую ассоциацию исторических морских кораблей. Сегодня в ассоциацию входят 90 кораблей девяти стран мира. Кроме «Б-413» в ассоциацию входят еще 2 российских судна: крейсер «Аврора» и ледокол «Красин».
«Б-413» живая подводная лодка. Она стоит под российским флагом и у нее есть командир - капитан 2 ранга Шалюгин Владимир Иванович.
С причала на лодку переходишь по трапу. Внутрь субмарины спускаешься через носовой люк по железной лестнице, истертой тысячами ног. Здесь можно увидеть, что обтекаемый, сложной конфигурации легкий корпус, является наружной оболочкой цилиндрического прочного корпуса. Между корпусами размещены резервуары сжатого воздуха и различные трубопроводы.
Носовой люк ведет в первый отсек – носовой торпедный. Здесь вас встречает экскурсовод, капитан 3 ранга Леопольд Константинович Игнатов. Л.К. Игнатов сам служил на «Foxtrot», имеет морские награды, а теперь вот уже 10 лет рассказывает об устройстве родной подводной лодки и истории подводного флота. Он считает, что подводник не бывает бывшим, что это образ жизни и философия. «Не каждый сможет стать подводником, нужен особый склад ума и психики,- и в продолжение повествования Леопольд Константинович читает стихи: Тот радость солнца не поймёт и прелесть голубого неба, Кто сутками в пучинах вод в отсеках герметичных не был».
Романтикой на подводной лодке и не пахнет. В ней 7 узких для передвижения, герметично перекрываемых отсеков: носовой торпедный; носовой аккумуляторный и жилой; центральный пост; кормовой аккумуляторный и жилой; дизельный; электромоторный; кормовой торпедный и жилой.
В первом отсеке мы видим торпеды. «Б-413» не пришлось применять их в бою. Она с 1969 по 1999 гг. находилась в составе соединений подводных лодок Северного и Балтийского флотов в составе 69-й бригады 4-й эскадры. Свой самый длительный поход – 392 дня – лодка совершила в 1973 году. Была она и у берегов Кубы и в водах Гвинейской республики.
Автономность лодки рассчитана на 90 дней. Эти три месяца экипаж обеспечен питьевой водой, которую заливают в специальные цистерны, продовольствием, топливом для дизельных двигателей. Без всплытия на гребных электродвигателях дизель-электрическая подводная лодка может пройти 4 суток, потом ей необходимо подняться и идти на дизельном ходу, чтобы зарядить аккумуляторные батареи.
«Б-413» всплывала по ночам, чтобы не дать себя обнаружить. Люди не занятые на дежурстве, в темноте, по очереди выходили на мостик. Они имели возможность глотнуть настоящего, а не вырабатываемого системой, воздуха, но чаще моряки не с наслаждением вдыхали свежий морской воздух, а быстро курили и спускались, уступая место товарищам.
Первый вопрос, который мы задаем экскурсоводу во втором отсеке, где располагаются офицерские каюты и кают-компания: «Какого роста людей подбирают на службу в подводный флот?».
Офицеры спят в офицерских каютах, в каюте вместо кровати хотя бы размером с плацкартную вагонную полку – деревянная лавка шириной 50 см и длиной 1м 50 см и подобие микротумбочки. В капитанской каюте кроме кровати и тумбочки имеется подобие стола 30см х 50см и стеллаж во всю небольшую искривленную высоту. Искривленная высота везде, ведь внутри лодка – цилиндр, стены и потолок представляют собой своды. Причем очень низко висящие над головой, так что в полный рост в каюте встать не возможно, только в коридорах.
Спальные места матросов спартанские. 18 коек на 40 матросов располагаются прямо в торпедном кормовом отсеке. Койки матросов представляют собой цинковые неглубокие удлиненные корыта, закрепленные в три или четыре яруса между торпедами. Матросы в прямом смысле спят на одной кровати, по очереди. Одеяло и подушку передают друг другу, а простыни и наволочку меняют. Постельное белье разовое, выдается каждому члену экипажа на 10 дней.
Экипаж «Foxtrot» составляют 80 человек. Тринадцать офицеров, одиннадцать мичманов, шестнадцать старшин и сорок матросов. Лодка живет в соответствии с Корабельным уставом по расписанию «4 на 4». Четыре часа вахта, четыре часа наряд, четыре еще что-то, сон и опять четыре часа вахта… Иначе никак. Ведь подводная лодка – это не пустой цилиндр. Это напичканное сложным оборудованием, радиоприборами, приборами контроля и механизмами боевое подводное судно.
Об эти приборы и механизмы, а особенно громадные вентили, торчащие по всей длине этой гигантской сигары, все посетители беспрестанно ударяются головой и другими выпирающими частями тела. Первый раз сразу при переходе во второй отсек. Переходы - такие круглые люки, герметично задраиваемые, если что… Экскурсовод инструктирует, как надо преодолевать люк. Сначала переносим в следующий отсек левую ногу, потом пригибаем голову и протаскиваем туловище. Кто потолще тот туловище протискивает.
Кроме ограничения роста для матросов срочной службы существует еще ограничение веса и толщины. Так как в лодке при выполнении боевого задания надо передвигаться быстро, а человеку 52 размера это сделать будет трудно. Но офицеры, если они уродились высокими и крепкими, и распределились на подводную лодку, без всякого сомнения, во время службы страдают от своего богатырства.
Питаются офицеры, мичманы и старшины в кают-компаниях, оборудованных узким столом и стульями вокруг него. Пищу разносят, заступившие в наряд или дежурные по камбузу. Матросы питаются по бачковой системе. На каждый отсек расписано количество бачков. Матросы принимают пищу на посту или сидя на койках первого яруса.
Камбуз в «Foxtrot» такой маленький, что складывается впечатление, что в нем можно только открывать консервы. Но, оказывается, первые 2 недели экипаж питается пищей приготовленной из замороженного мяса или рыбы и только потом переходит на консервы. Кок управляется с кастрюлями и сковородками в помещении размером 1м х 1,5м и высотой не больше 170 см, умудряясь приготовить еды на 80 человек сразу. Еда на подводной лодке для всех одинаковая и для капитана и для матроса.
Автономия лодки не бесконечна. Единственный кто поможет подводной лодке в море это «водолей», так командир «Б-413» Шалюгин В.И. называет судно-заправщик, которое в назначенный час в назначенном месте, обычно ночью встречается с подводной лодкой. Лодка всплывает, идет заправка топливом, питьевой водой и провизией. Экипажу лодки разрешается подниматься на борт «водолея». Представляете какое счастье испытывают люди, находящиеся месяцами в замкнутом, герметически ограниченном пространстве с постоянным искусственным освещением, поднимаясь на большой корабль, ощущая морской простор, вдыхая полной грудью настоящий Земной воздух, получая новости, слыша звуки живой природы, вглядываясь в незнакомые лица.
Иллюминаторов в подводной лодке, как в кино про капитана Немо нет. Лодка идет вслепую по приборам. Прыгать из отсека в отсек не возможно – это выдумки кинорежиссеров. На всех один гальюн и душевая кабина. Для целей гигиены берется забортная вода. От поступления заборной воды зависит в лодке все жизнеобеспечение. Выравнивание дифферента, погружение, всплытие, даже эвакуация – все зависит от контролируемой подачи воды, и беда на лодке, если эта же самая морская вода проникает в лодку без желания человека. Когда лодка идет в теплом море, то температура забортной воды 30 градусов, в лодке жара. В северном море в лодке холодно. Теплоизоляция, мягко говоря, несовершенная, но шумоизоляция отличная, а в бою это важней. У экипажа есть летняя форма одежды и зимняя, но меняют ее не по времени года, а по присутствию в том или ином море-океане. Выброс воды из гальюна и душевой происходит в море воздухом среднего давления. Мусор удаляют через ДУК.
Самое важное место в «Б-413» это рубка. Чтобы оказаться в рубке, надо подняться из 3 отсека по вертикальной лестнице и преодолеть еще один люк. Рубка площадью 1,5 кв.м оснащена приборами и механизмами управления лодкой в надводном положении. Из ограждения рубки выступают выдвижные устройства: перископ атаки и зенитный перископ, антенны радиопеленгатора, радиолокационной станции, станции радиоразведки, устройство РДП (работа дизеля под водой). В перископ видны дома Калининграда. Здесь же расположена еще одна отвесная лестница, ведущая наверх – это выход наружу. В чрезвычайной ситуации он является одним из трех путей эвакуации.
О средствах спасения в случае аварии или поломки подлодки рассказывать не буду, их на лодке 18 по числу коек в седьмом отсеке, где расположен аварийный люк. Просто скажу, что служить на подводной лодке – это удел смелых, выносливых и мужественных людей, а служить на ней годами – героизм.
Елена Карманова, 2010 г.